Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема личности человека является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. Личность изучают многие социально-гуманитарные науки: психология, социология, философия, культурология, социальная философия и др.
Личность представляет собой достаточно широкое и сложное понятие. С одной стороны, личность человека выступает субъектом, активным деятелем общественного развития. С другой стороны, личность выступает объектом, то есть продуктом развития общества.
Термин «личность» появляется еще в глубокой древности. Первоначально данное понятие было связано с театром. Сначала оно обозначало маску, в которых выступали все актеры древних театров. После этого термин «личность» стал пониматься как роль актера в спектакле, и с самим этим актером. И только в более поздние времена под личностью стали понимать реальную роль человека, которую он выполняет в обществе.
Данная тема представляется весьма актуальной, ведь речь идет о каждом из нас. Изучая проблему личности, мы получаем сведения, которые должны помочь нам разобраться в самих себе, а также в окружающем мире. Ответить на эти вопросы, конечно, непросто, так как понятие личности очень сложное и многомерное.
Рассмотрим же далее понятие личности, ее структуру и основные типологии.
1. Понятие личности
Как уже говорилось, личностью занимаются многие науки. Поэтому понятие личности в различных науках будет существенно различаться.
Например, в психологии под личностью понимается конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями.
Психолог Божович Л.И. определяет личность следующим образом: «Личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой»
Социология рассматривает личность в первую очередь как совокупность общественных отношений. В этом случае человек изучается как как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. Социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.
Известный российский социолог В.А. Ядов считает, что «…личность есть определенный модус существования человека, т.е. какое-то его определенное качество, состояние или проявление …Человек – понятие самое общее. Оно означает вид в биологической классификации (Homo sapiens) и потому представляет собой по преимуществу биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Личность – это сущность человека, самое главное в нем то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов… Сущность человека не в его уникальности как индивидуума, а как раз в противоположном – в его социальном качестве, сближении его с подобными ему индивидами того же рода, сущность его социальности. Это социальное качество человека мы и называем личностью»
С точки зрения философии в понятии личность делается акцент на мировоззрение человека, его самооценку, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы, нравственные и эстетические идеалы, стиль мышления, социально-политическая позиция и т.п.
Будучи высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности вместе с тем более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Необходимо отличать личность от таких понятий как индивид и индивидуальность. Под индивидом понимается человек как отдельный представитель всего человеческого рода. Каждый из нас рождается индивидом. Как индивид человек развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида. Становясь личностью каждый из нас уникален в своем роде. Это связано с
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер А. Понять природу человека. – СПб.: Академический проект, 1997. – 310 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж: МОДЭК, 1995. - 349 с.
3. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. - М.: МГУ, 1994. – 228 с.
4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
5. Шпрангер Э. Формы жизни: Гуманитарная психология и этика личности. - М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2014. - 400 с.
6. Фрейд З. Избранное. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 351 с.
7. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений. - М.: Просвещение, 1990. - 447 с.
8. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. – 343 с.
9. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Академический проект, 2017. – 538 с.
10. Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. - с.70